МЫ ИЩЕМ И НАХОДИМ САМОЕ ЦЕННОЕ ДЛЯ ВАШЕГО БИЗНЕСА!
МЫ ИЩЕМ И НАХОДИМ САМОЕ ЦЕННОЕ ДЛЯ ВАШЕГО БИЗНЕСА!
МЫ ИЩЕМ И НАХОДИМ САМОЕ ЦЕННОЕ
ДЛЯ ВАШЕГО БИЗНЕСА!

HR-практика. Профессиональные и психологические тесты оценки персонала: за или против

Источник: ASTERA

Непрофессиональное использование непрофессиональных методик web-оценки персонала искажает результаты, калечит карьеры, снижает мотивацию и негативно отражается на эффективности работы персонала. И далеко не всегда эксперименты с оценкой личных качеств и профессиональных навыков сотрудников заканчиваются хорошо.

БЕСПОЛЕЗНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Хотя тема использования профессиональных и психологических тестов при подборе и оценке персонала уже лет пятьдесят активно муссируется в среде специалистов по персоналу, однозначные ответы на все поставленные вопросы так и не найдены. Тем более что новые возможности позволяют решать новые задачи и формировать спрос и предложение на рынке консалтинговых услуг. Поэтому огромное количество компьютерных тестов предлагается для компаний, желающих упростить процедуру оценки персонала.

К сожалению, немалая часть таких программ способна принести больше вреда, чем пользы. Особенно это касается небольших компаний, не имеющих в своем штате специа¬листов по персоналу с психологическим образованием и готовых на свой страх и риск использовать непроверенные программы для компьютерного тестирования, широко распространяемые в сети. И хотя неадекватное применение психологических тестов касается и традиционных, «бумажных» вариантов методик, но именно простота и доступность компьютерных тестов делает это явление массовым.

Но всегда ли простота, доступность и удобство равноценны качеству? Чтобы ответить на этот вопрос, журналисты «ВД» предложили нашим экспертам выделить основные критерии, ориентируясь на которые можно составить представление о том, насколько те или иные наборы опросников, завернутых в красивую упаковку двоичного кода, могут соответствовать возложенным на них ожиданиям.

Первым и основным таким критерием является соответствующий подбор методик. «На одном из своих прошлых мест работы я столкнулась с ситуацией, когда в батарее тестов, которая использовалась для оценки персонала при подборе, три из семи методик представляли собой клинические шкалы, которые используются сугубо для того, чтобы определить степень выраженности депрессии или тревожных состояний у пациентов психоневрологических диспансеров. Разумеется, ценность такой оценки была, мягко говоря, сомнительна», — рассказала ЛАРИСА МИРОНЕНКО, директор по персоналу компании «Автокоминг».

Поэтому г-жа Мироненко советует, прежде чем приступить к внедрению программы компьютерной оценки, обязательно проверить, из каких тестовых методик она состоит. «Обычно в описании тестов указывается, где, кем и когда была разработана методика, что она призвана измерять. Если всего это нет, скорее всего, речь идет о вариантах популярных «журнальных» тестов — что совершенно недопустимо», — поделилась своими наблюдениями ЛАРИСА МИРОНЕНКО. Другим важным критерием, на который следует опираться при выборе программы, должно стать понимание, какие качества или знания будут оценены и для чего это необходимо. «Некоторые подборки компьютерных тестов представляют собой немыслимые сочетания разнокалиберных методик. К примеру, это может быть диагностика темперамента, уровня тревожности мотивации, депрессии, стрессоустойчивости, стратегий психологической защиты. Допустим, мы определим, что наш сотрудник — холерик, у него повышен уровень тревожности, и в большинстве случаев в качестве психологической защиты он использует рационализацию. Но зачем это нужно? Если этот сотрудник отлично работает, то какая разница, каков его уровень тревожности? — рассуждает ЗОРЯНА СТЕМЕШ, директор по персоналу торгово-промышленного холдинга. — Вполне возможно, что это свойство в одних рабочих ситуациях может помогать ему, а в других — мешать. Но если мы довольны результатом, это не наша забота. Поэтому важно на время стать занудой и понять, для чего нужно измерять каждый из выбранных параметров? Как он может отразиться при работе на данной конкретной должности? К сожалению, иногда коллеги руководствуются принципом — чем больше, тем лучше. А потом с трудом понимают, что делать с результатами трехчасового заполнения опросников».

КАК ЛУЧШЕ?

Иное дело программы — конструкторы профессиональных тестов. В этом случае есть возможность оценить действительно необходимые профессиональные знания. Большинство таких программ содержит собственные тестовые блоки (для маркетологов, для логистиков, для специалистов по сбыту) и дают возможность встраивать вопросы и задания, учитывающие специфику деятельности предприятия.

Разумеется, результаты профессиональных тестов в большей степени соответствуют потребностям компании и дают представление о возможностях сотрудника, чем данные личностных опросников. Однако и при самостоятельном изготовлении таких методик или внесении изменений в стандартные блоки необходимо провести работу по определению чувствительности (способности методики выявить проблемные зоны) теста, проверив его на группе наиболее и наименее эффективных сотрудников. Если корреляция между успешностью в практической деятельности и результатами оценки будет низкой, методика потребует серьезной доработки. В противном случае ее использование будет совершенно бессмысленным. Впрочем, независимо от того, какие методики будут выбраны для оценки, не менее важно правильно организовать и провести процедуру тестирования. Особенно это касается ситуаций, когда речь идет о проведении дистанционного или онлайн-тестирования. «Сегодня многие компании работают в разных регионах страны и за рубежом, и у руководства нет возможности собрать весь персонал в одном месте для проведения тестирования. Поэтому в таком случае используется онлайн-тестирование. Это сохранит как деньги компании, так и сократит временные затраты. Кроме того, компьютерное тестирование используется, когда важны сроки получения обработанной информации и необходимо соблюдение конфиденциальности», — рассказывает Евгения Александрова, PR-менеджер управляющей компании Brain Source International.

Однако и в этом случае возникает вопрос: как повысить объективность тестирования и достоверность результатов? По мнению ЕВГЕНИИ АЛЕКСАНДРОВОЙ, немаловажно, чтобы система, в которой происходит тестирование, позволяла идентифицировать тестируемого во избежание ошибок и путаницы. «Обычно для доступа к тесту сотруднику высылается уникальный пароль, который можно ввести в определенное время. Если пароль был введен неправильно либо несколько раз подряд, то система блокирует пользователя, не засчитывая результаты теста. Это делается для обеспечения безопасности и минимизации ошибок», — рассказывает г-жа АЛЕКСАНДРОВА.

Кроме того, ЗОРЯНА СТЕМЕШ при проведении онлайн-тестирования советует назначать ответственных лиц за проведение данной процедуры, а также следовать принципу экологичности. То есть не проводить процедуру оценки в конце напряженного трудового дня или недели, накануне или на следующий день после корпоративных мероприятий. По ее мнению, учет этих факторов очень важен, так как может оказывать влияние на результаты оценки.