МЫ ИЩЕМ И НАХОДИМ САМОЕ ЦЕННОЕ ДЛЯ ВАШЕГО БИЗНЕСА!
МЫ ИЩЕМ И НАХОДИМ САМОЕ ЦЕННОЕ ДЛЯ ВАШЕГО БИЗНЕСА!
МЫ ИЩЕМ И НАХОДИМ САМОЕ ЦЕННОЕ
ДЛЯ ВАШЕГО БИЗНЕСА!

Методика адаптации: быстро и качественно

Источник: http://www.mainjob.ru

 О.Г. АКСЕНОВА, руководитель службы персонала ООО «Стройинструмент-комплект», г. Москва.
На какие индивидуальные и базовые компетенции опирается кадровая служба при подборе персонала? Как эффективно вовлечь нового сотрудника в работу предприятия? Дает ли эффект использование нетрадиционных методов в адаптационном процессе?

В статье речь идет об опыте компании «Стройинструмент-комплект», где работает адаптационная программа для вновь принятых сотрудников. Рассказывается о методике эффективного вовлечения нового сотрудника в процессы, происходящие в компании. Как этого достичь, если компании нужен сотрудник, умеющий работать в команде, отстаивающий свои взгляды, но способный идти на компромисс?

При подборе и оценке персонала кадровая служба опирается как на индивидуальные компетенции, так и на пять базовых: целеустремленность, адаптивность, быстрота принятия решений, грамотность, доброжелательность.

Адаптация не однодневное мероприятие. Это многоступенчатый процесс. В нем важны не только приобретенные навыки и знания, но и состояние сотрудника. В компании за многие годы работы сложились отношения, когда руководители подразделений пристально следят за моральным духом своих новых сотрудников. Практическая работа включена в планы стажеров уже с первой-второй недели испытательного срока. Сотрудник должен почувствовать свою полезность компании как можно раньше.

Среди условий успешной адаптации в компании автор публикации называет такие, как: активное участие нового сотрудника в процессе вхождения в новую должность; планирование и предварительная подготовка процесса адаптации; наличие наставника; наличие материалов, отличающихся содержательностью и структурированностью, в том числе необходимых для самостоятельного изучения.

Сама же процедура адаптации состоит из четырех этапов: оформление сотрудника; первичное знакомство; стажировка; обратная связь. Переход в другую компанию, безусловно, является стрессом для работника, поэтому в процессе адаптации положительную роль играют: внимательное отношение к сотруднику, экскурсии по офису, нетрадиционные формы подачи информации о компании. Так, например, новый сотрудник знакомится с компанией, просматривая фильм, роли в котором исполняют его будущие коллеги.

В компании существует практика наставничества, о которой также рассказывается в статье. Сильными сторонами предложенного варианта адаптации, апробированного в компании «Стройинструмент-комплект», являются: скорость вхождения в должность, полнота информирования, этапность, всесторонность введения сотрудника в должность.

Предложенная схема адаптации возможна в компаниях с численностью до 300 человек.

С 1999 г. в компании «Стройинструмент-комплект» начала действовать первая адаптационная программа для вновь принятых сотрудников.

По сути, адаптация — это методика, основной задачей которой является эффективное вовлечение нового сотрудника в процессы, происходящие в компании.

Что же может способствовать тому, чтобы сотрудник раскрылся и включился в работу быстро и полноценно? Определим причины, по которым между работником и работодателем могут не сложиться дальнейшие отношения:

  • различные ценности и приоритеты;
  • обманутые ожидания (не соответствие требований);
  • не сложившийся личностный контакт;
  • условия труда (эргономика офиса, количество заданий).

Если первая причина из предложенного списка является ошибкой на этапе подбора персонала, то все остальные могут быть нивелированы посредством тесного контакта и получения обратной связи от нового сотрудника.

Эффективность введения нового сотрудника в должность оценивается скоростью и качеством. В компании одновременно запущены и работают несколько десятков или даже сотен бизнес-процессов, которые нельзя прервать или остановить. Подготовка нового сотрудника, связанная с появлением новой должности или вакансии, не должна затягиваться. Однако скорость — это не задача. Задача — подготовить в срок лояльного по отношению к компании сотрудника, сделав акцент на определенных, необходимых для успешной работы в этой должности знаниях и навыках.

Как бы хорошо человек ни отвечал требованиям компании, существуют нюансы, связанные с бизнесом, функциями подразделения или должности, которые необходимо принимать во внимание. Идеальный вариант — легко обучаемый сотрудник с высокой степенью мотивации к труду, т. е. с определенной целью.

За всю историю компании базовые компетенции менялись дважды. Сейчас в подборе и оценке персонала компания опирается на пять базовых компетенций:

  • целеустремленность;
  • адаптивность;
  • быстрота принятия решений;
  • грамотность;
  • доброжелательность.

Кроме базовых, существуют индивидуальные компетенции. Подбирая сотрудника на должность, служба персонала опирается именно на базовые и индивидуальные компетенции, заложенные в должностной инструкции.

Если, например, говорить об индивидуальных компетенциях бренд-менеджера, то данный сотрудник должен обладать следующими НАВЫКАМИ:

  • умением брать на себя ответственность в условиях высокого уровня неопределенности;
  • аналитическими навыками;
  • практическими навыками при выводе торговой марки.

ЗНАНИЯМИ:

  • теории маркетинга в области брендинга;
  • основных этапов работы над брендом;
  • ценообразования и ценовой политики;
  • методик расчета эффективности, рентабельности и издержек;
  • основ маркетинга;
  • методов анализа;
  • основ статистики.

КАЧЕСТВАМИ:

  • ответственность за результат;
  • инициативность;
  • творческие способности;
  • адекватность;
  • самостоятельность;
  • аналитические способности;
  • коммуникабельность;
  • организаторские способности.

Итак, как же проходит адаптация сотрудников в компании «Стройинструмент-комплект»? Процесс этот состоит из нескольких этапов. Но первоначально определим сроки и условия его успешного проведения.

СРОКИ АДАПТАЦИИ

В компании существует испытательный срок, равный трем месяцам. Но это формальная сторона вопроса. Три месяца — слишком большой срок. Если в течение этого промежутка времени от сотрудника нет отдачи — для коммерческой компании это неприемлемо. В то же время этот срок может оказаться недостаточным для успешной социализации, т. е. процесса усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему работать в качестве полноправного члена коллектива.

В любом случае необходимо помнить, что адаптация не однодневное мероприятие, а многоступенчатый процесс, занимающий длительный период времени.

В компании «Стройинструмент-комплект » за многие годы работы сложилась практика, когда руководители подразделений с особым вниманием следят за моральным духом своих новых сотрудников. Практическая работа включена в планы стажеров уже с первой-второй недели испытательного срока. Сотрудник должен почувствовать свою полезность компании как можно раньше. Специалисты клиентского сервиса начинают обрабатывать заказы на 21 день, специалисты по продажам осуществляют первые контакты с клиентами на второй неделе испытательного срока, офис-секретарь начинает самостоятельно работать на третий день и т. д. Но в приобретении теоретических навыков важна не только практика.

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ

Если говорить об опыте компании «Стройинструмент-комплект», то в ней основными условиями успешного прохождения адаптации стали:

  1. Активное участие нового сотрудника в процессе вхождения в новую должность.
  2. Планирование и предварительная подготовка процесса адаптации: определение наставника, подготовка материалов, в том числе необходимых для самостоятельного изучения.

Итак, из каких этапов состоит процедура адаптации? За несколько лет функционирования данного процесса определились четыре этапа:

  • оформление сотрудника;
  • первичное знакомство;
  • стажировка;
  • обратная связь.

Опишем последовательно каждый из них.

ОФОРМЛЕНИЕ СОТРУДНИКА

Этот этап включает заполнение личной карты, внутренней анкеты, написание заявления о приеме на работу, подписание трудового договора и должностной инструкции, копирование необходимой документации и оформление трудовой книжки. Итогом этапа является официальное оформление сотрудника с проведением его по кадровому и бухгалтерскому учету.

ПЕРВИЧНОЕ ЗНАКОМСТВО

Первый день нового сотрудника в компании очень важен и максимально информационно и эмоционально насыщен. Новый сотрудник знакомится с правилами компании, ее историей, основными документами, офисом и рабочим местом, коллективом. Задача службы персонала — создать у вновь принятого работника оптимистическое настроение. Известно, что положительные эмоции помогают пережить стрессовые ситуации.

Переход в другую компанию, безусловно, является стрессом для сотрудника. Это принимается во внимание службой персонала. Положительный результат и достигается за счет:

  • внимательного отношения к сотруднику;
  • экскурсии по офису;
  • официального представления;
  • нетрадиционных форм подачи материала.

Так, например, новый сотрудник знакомится с компанией, просматривая занимательный фильм, роли в котором исполняют его будущие коллеги. Содержательную основу фильма составляют правила поведения в компании, организация работы офиса, регламенты труда. Просмотр семиминутного фильма — самостоятельное мероприятие, не требующее дополнительных комментариев со стороны работающих сотрудников. Экономится время наставника, руководителя и службы персонала. Фильм и был создан для того, чтобы оптимально использовать имеющееся время (дать значительный объем информации в сжатые сроки).

  • этический кодекс;
  • положение о конфиденциальной информации;
  • порядок наложения административных взысканий;
  • положение о персонале компании;
  • порядок формирования компенсационного пакета.

Специалист же службы персонала либо отвечает на возникшие у сотрудника вопросы, либо задает их с целью убедиться, нет ли возможных разночтений.

Обязательным является знакомство с местом хранения этих документов и другой информации, которая может понадобиться сотруднику через какой-то промежуток времени. В нашем случае вся информация хранится в сети и доступна каждому работнику компании.

Знакомство с внутренней документацией не ограничивается одним днем. Дальнейшее ее изучение может происходить в течение недель и даже месяцев, по мере необходимости.

Например, с Положением о служебных командировках специалисты по продажам знакомятся не раньше, чем через месяц работы в компании. Положение об аттестации персонала наиболее востребовано в конце года. С Положением об обучении cотрудник знакомится, если принято решение о его дальнейшем развитии. В компании есть и документы, регламентирующие деятельность того или иного подразделения. Эти документы изучаются только в случае необходимости. Например, Положение о кредитовании изучают специалисты отдела продаж и клиентского сервиса.

Доступ к материалам, за исключением узкоспециализированных документов, есть у каждого сотрудника: они знакомятся с ними самостоятельно, консультируясь в случае необходимости у наставника или руководителя подразделения.

Итогом первичного знакомства являются приобретенные знания, необходимые для успешного прохождения испытательного срока.

СТАЖИРОВКА

В компании существует практика наставничества. С момента, когда приступающие к работе новые сотрудники в качестве стажеров направляются на работу в конкретное подразделение, каждый из них прикрепляется к наставнику — опытному сотруднику, который консультирует, обучает, контролирует работу вновь пришедшего работника.

Одной из важных функций наставничества является сопровождение: сотрудник не остается один на один с поставленными перед ним задачами. Наставник может оценивать деятельность стажера по итогам обучения или окончания испытательного срока. Он несет ответственность за обучение и работу стажера, руководствуясь правилами, которые утверждены в личной памятке наставника (см. Приложение). Его работу по результатам адаптации нового сотрудника оценивает руководитель подразделения.

Итогом стажировки является готовность сотрудника к исполнению функциональных обязанностей и его интеграция в рабочий процесс подразделения.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

В течение испытательного срока служба персонала проводит одну или несколько встреч с новыми сотрудниками с целью получения обратной связи:

  • для коррекции поведения сотрудника;
  • дополнительного информирования;
  • оптимизации процедуры наставничества (новых сотрудников просят высказать свое мнение о процедуре адаптации).

Круглый стол с руководителями компании проводится для всех вновь пришедших сотрудников. Сроки не регламентированы. Сотрудников на этой встрече должно быть не менее трех и не более пяти человек. Цель ее — знакомство и создание максимально комфортных условий для работы сотрудника. Итогом обратной связи становится получение полезной информации, направленной на дальнейшее совершенствование процесса адаптации, а также на возможные исправления в бизнес-процессах компании.

Сильными сторонами предложенного варианта адаптации, апробированного в компании «Стройинструмент-комплект», являются:

  • скорость вхождения в должность;
  • полнота информирования;
  • этапность вхождения;
  • всесторонность подхода.

Формально процедура адаптации завершена. Формально, поскольку всем людям необходим свой период вхождения в компанию. У одних он протекает в течение трех недель, у других растягивается на полгода. В последнем случае процедура адаптации «вплетается» в рабочий процесс, а повседневной задачей службы персонала становится мониторинг психологи ческого состояния коллектива, а также совершенствование навыков и знаний, необходимых сотрудникам в работе.

Предложенная схема адаптации возможна в компаниях с численностью до 300 человек (служба персонала — два сотрудника). При большей численности необходимы принципиально новые подходы в работе службы персонала по данному направлению.

ПРИЛОЖЕНИЕ: (Личная памятка наставнику)

Наставник отвечает:

  • за написание плана стажера;
  • инструктаж на рабочем месте;
  • согласование обучения с сотрудниками других подразделений, как со сторонними консультантами (по необходимости);
  • контроль за наличием рабочих инструментов стажера (канцтовары, компьютер, телефон) в первый же рабочий день;
  • знакомство с сотрудниками компании;
  • информирование о принципах работы компании, что помогает понять стажерам структуру, правила и нормы в компании;
  • выявление и своевременное предупреждение возможных ошибок, как дисциплинарного, так и профессионального характера;
  • формирование личных и деловых качеств, необходимых для сотрудника, а также отношение к работе и образцы организационного поведения;
  • контроль выполняемых стажером работ;
  • оценку знаний и навыков после обучения.

Наставничество длится от 1 до 3 месяцев. Наставничество осуществляется по плану.