Источник: КОНКУРЕНТ.RU
К западным управленцам в России традиционно относятся с некоторым благоговением, несмотря на широко распространенное мнение, что «в наших особых условиях» они не могут эффективно работать. Как бы то ни было, разница управленческих моделей в Америке, Европе и нашей стране имеет место быть, при этом культурные отличия — лишь один из целого ряда моментов.
ОБРАЗОВАНИЕ.
Российские образовательные программы сильно устарели, в связи с чем стала стираться его ценность. У нас нет строгой зависимости между специальностью, полученной в вузе, и профессией, в которой работает специалист. Не в пример нашей, американская система образования постоянно эволюционирует. Кроме того, в США действует принцип непрерывного образования внутри компании, создаются корпоративные институты обучения на базе предприятий.
НАТАЛЬЯ ЧЕХОВСКАЯ, бизнес-консультант Русско-Американского образовательного центра бизнеса «Класс-Консалтинг»: «В Америке при подготовке руководителей в настоящее время все больше внимания уделяется развитию у них разносторонних знаний. Современный менеджер является стратегом, тактиком, администратором и психологом. Это человек, который не только хорошо мыслит логически, но также способен сплотить вокруг себя команду единомышленников, повести их за собой, зажечь идеей. Что касается соотнесенности специальности и профессии, то в Америке и Европе сейчас так же, как и в России, многие работают не по специальности. Но там причиной этого является практически одинаково высокий уровень всего высшего образования, позволяющий легко переквалифицироваться из сферы в сферу при дополнительном обучении».
ВОЗРАСТ.
Считается, что среднестатистический топ-менеджер в России моложе своих западных коллег. У нас нередки случаи, когда позиции генеральных директоров в крупных и средних компаниях занимают люди в возрасте 35-45 лет. Но сейчас в целом на Западе управленцы также в молодом возрасте могут достигать высоких должностей. Разница, скорее, в модели карьерного роста. Например, в Европе это строгая градация от позиции к позиции.
ВАДИМ КРЫЛОВ, руководитель филиала «Московской бизнес-школы — Дальний Восток»: «Вообще, отличительная черта европейцев в том, что у них очень развит системный подход в работе, в компаниях все подчинено строгой инструкции. Европейцам присуща узкая профессиональная направленность — как правило, у сотрудника существует определенный ряд операций, входящих в его обязанности. Поэтому, что касается карьерного роста, то в европейских компаниях он строго регламентирован, каждая ступень четко определена. Рост там происходит медленнее, чем в России, но его схема всегда прозрачна».
КОМПЕТЕНЦИИ.
Российские менеджеры обладают компетенциями, в большей степени связанными с управлением процессами. Лидерские компетенции, связанные с управлением подчиненными, развиты хуже, чем у западных. ИРИНА НИКОЛАЕВА, исполнительный директор кадрового агентства «Проспект»: «Что касается стиля управления, то западные менеджеры чаще используют сотрудничающий или коллегиальный стиль в принятии решений. Российский управленец, напротив, склонен полагаться на себя, быстро решая сиюминутные задачи. Вероятно, это связано и с тем, что у нас сильная воля всегда пользовалась уважением. А либерально-демократический стиль управления часто расценивался как слабость, нерешительность».
На Западе давно поняли, что работа в команде наиболее эффективна, и процессу командообразования в компаниях уделяется большое внимание. А российские специалисты такую компетенцию не получают ни в вузе, ни на предприятии. В умении вести коммуникацию российские менеджеры проигрывают западным. «В переговорах они стремятся доминировать, плохо слушают, часто не готовы искать компромиссы», — говорит НИКОЛАЕВА. Есть мнение, что для американских и европейских менеджеров характерна такая компетенция как приверженность компании, а для российских — профессии. «Это миф, — считает ЧЕХОВСКАЯ. — Такие категории, как правило, вообще не являются предметом приверженности. Привержены люди бывают каким-то человеческим ценностям».
МОТИВАЦИЯ.
Главной мотивационной составляющей у российских управленцев является денежная. Для них также очень важна уверенность в социальной безопасности. НАТАЛЬЯ ЧЕХОВСКАЯ: «В странах Запада у людей, во-первых, присутствует финансовая грамотность, благодаря которой они могут эффективно планировать собственный бюджет. А во-вторых, социальные гарантии там выделяются по умолчанию. Таким образом, об этих двух пунктах им не приходится думать в первую очередь, и на первое место они выдвигают личностное и профессиональное развитие в определенной компании».
И для российских, и для западных управленцев характерной мотивацией является стремление к успеху. Однако различен смысл, который они вкладывают в это понятие. Российские менеджеры подразумевают под ним популярность и престиж, а западные — профессиональное признание коллег и руководства. По этой причине в Америке президент компании не является «небожителем», как у нас, в России.